Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Главный инструмент общения – передача знаний.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации учащиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, диапроекторы, CD/DVD-диски, диапозитивы. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать её следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо чётко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать учащимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать. Демонстрацию видео - кинофильмов надо проводить с соблюдением следующих рекомендаций: Перед началом демонстрации сделать вступительное слово, а после демонстрации провести собеседование по итогам просмотра. Избегать длительного показа учебных фильмов, так как учащиеся быстро утомляются и их внимание рассеивается (в младших классах рекомендуемая длительность не более 10 минут, в старших классах не более 30 минут). Использовать приём немого демонстрирования фильмов с комментарием учителя. При демонстрации сложного материала следует делать паузы для комментария учителя и записи учениками информации. С помощью Интернета ученики могут получать информацию с любого компьютера и баз данных – все это значительно расширяет возможности учителя и учащихся на уроке.
В рамках модернизации и информатизации учебного процесса в образовательной организации постоянно пополняются информационные ресурсы. Произошли следующие изменения школьной инфраструктуры: 100% кабинетов школы оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием, локальная сеть объединила все компьютеры в школе, доступ в Интернет есть в каждом кабинете. В школе имеются лицензии на программные продукты, используется контентная фильтрация для блокирования ресурсов, не имеющих отношения к образовательным. Функционирует и расширяется электронная библиотека. Обучающиеся и учителя имеют возможность получить обучающие материалы в электронном виде. Библиотека постоянно пополняется новыми пособиями. В школе функционирует сайт https://mbouasosh.ucoz.net/ , который обновляется еженедельно.
Общая характеристика воспитательной системы.
Воспитательная система охватывает весь образовательный процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность учащихся, деятельность и общение за пределами школы.
Воспитательная система Апаринской СОШ – система открытая. Школа взаимодействует с семьей, родительской общественностью, школами округа, социумом хуторов Апаринский и Бронницкий, а также Усть-Донецкого района, включается в преобразование среды (организация культурных мероприятий для жителей станицы, экологическая работа, трудовые десанты и др.). Воспитательная система школы гуманистическая. Она ориентирована на развитие способностей ребенка, подготовку его к жизни среди людей и взаимодействию с ним, на создание в школе обстановки социальной защищенности, взаимопонимания, творческого содружества. Воспитательная система – развивающаяся система. В процессе работы анализируются достижения, выявляются проблемы, конкретизируются задачи, совершенствуются формы воспитательной деятельности и способы взаимодействия с социумом.
Цели и задачи воспитания.
Цель воспитания в школе – сформировать нравственно, интеллектуально и культурно развитого человека, способного к бесконфликтной адаптации в современном мире.
Воспитательная цель требует решения следующих задач:
создание системы внутришкольных отношений, способствующих формированию нравственных взаимоотношений школьного коллектива; привитию основ морали и нравственности;
развитие творческих способностей, интеллекта и культуры воспитанников через систему школьных творческих дел, работу детских объединений;
формирование гражданско-патриотических качеств, политической и правовой культуры учащихся;
формирование ответственного отношения учащихся к своему здоровью;
повышение уровня воспитательной культуры родителей, объединение усилий семьи и школы в воспитании ребенка.
Принципы воспитания.
Личностный. Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Природосообразный. Учет в работе с детьми половозрастных, психофизиологических особенностей учащихся.
Культуросообразный. Опора в воспитании на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, а также на достижения мировой культуры.
Деятельностный. Организация воспитательной работы с детьми на основе ведущей для данного возраста деятельности: для младших школьников – учении, учащихся основной школы – общении, для старшеклассников – учебно-профессиональной деятельности.
Дифференцированный. Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп и каждого ученика в отдельности.
Средовый. Учет, использование в процессе воспитания среды (семьи как главного воспитателя, ответственного за экологию детей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций и другого окружения ученика).
Человековедческий. Не только во внеурочной работе, но и в традиционные предметы включать материал, помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.
Эмоциональный. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
Отношенческий. Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: объекта – субъекта, коллективности – индивидуальности, традиции – новации, общения – обособления, поощрения – наказания, управления – самоуправления, воспитания – самовоспитания.
Характерологические ориентиры личности выпускника школы.
Результат школьного воспитания – выпускник школы. Выпускник – это:
Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности, свободный выбор содержания жизнедеятельности.
Гуманная личность.Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценности человеческой жизни.
Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, в рефлексии, общении, в понятии смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность.
Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков, развитый интеллект, интуиция, жизнетворчество.
Практическая личность. Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность, компьютерная грамотность. Здоровый образ жизни. Физическая закалка, эстетический вкус, стремление к обеспечению благосостояния семьи.
Модель выпускника школы.
Выпускник, получивший среднее (полное) образование, – это человек, который:
Освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана.
Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования.
Овладел основами компьютерной грамотности, программирования, получил навыки технического обслуживания вычислительной техники.
Умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям.
Знает свои гражданские права и умеет их реализовать.
Готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях высшего профессионального образования.
Умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.
Владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации.
Уважает свое и чужое достоинство.
Уважает собственный труд и труд других людей; обладает чувством социальной ответственности.
Ведет здоровый образ жизни.
Воспитание в школе осуществляется через:
Урок.
Школьную социальную воспитывающую среду.
Воспитательные комплексы.
Систему работы классных руководителей.
Реализацию воспитательных программ.
Систему работы с родительской общественностью.
Систему школьного самоуправления.
Взаимодействие школы с социумом хуторов Апаринский и Бронницкий Усть- Донецкого района, Ростовской области.
Воспитание через урок:
формирование основ мировоззрения и естественно-научной картины мира в процессе изучения предметов естественно-математического цикла;
формирование основ нравственности, гражданской позиции, патриотизма через учебные предметы литературы, географии, обществознания, включении в учебные программы регионального компонента;
художественное и эстетическое воспитание через уроки музыки, ИЗО;
формирование основ политической и правовой культуры через обществоведческие курсы;
формирование сознательного отношения к своему здоровью, основ здорового образа жизни через предметы физической культуры, ОБЖ, биологии;
воспитание через систему взаимоотношений «учитель-ученик», основанных на уважении, доверии, понимании ребенка.
Школьная воспитывающая среда.
Культурное пространство:
школа-храм знаний в сознании детей, (поощрение детей, имеющих успехи в учебе, система работы по интеллектуальному развитию детей: предметные недели, интеллектуальные игры, индивидуальная работа с одаренными детьми);
многообразие культурной жизни (работа детских объединений, кружков, секций, система коллективных творческих дел класса и школы);
морально-эстетическая среда (эстетическое формирование школьных помещений, проводимых мероприятий);
соответствие условий жизни в школе санитарно-гигиеническим нормам, пропаганда здорового образа жизни;
культура межличностных отношений в школьном и классных коллективах.
Социально-психологические отношения
уважение прав и достоинств всех членов коллектива (наличие норм поведения для учащихся, педагогического коллектива);
организация школьной жизни на основе здоровой состязательности (конкурсы, соревнования, подведение итогов школьных КТД);
искренность, простота отношений в системе «воспитатель-воспитанник».
Школа как единый коллектив
наличие системы школьного самоуправления;
открытость школы по отношению к школьному детскому коллективу и родителям, (проведение итоговых «линеек», совместная работа школы и родительского комитета, Совета школы);
доступность каждому ученику и семье участвовать в делах школы, защищать ее честь;
обязательность общешкольных дел для всех классных коллективов, учащихся, учителей.
Воспитательные комплексы:
школьный музей : центр гражданско-патриотического воспитания;
спортивные секции: физическое развитие, укрепление здоровья и формирование ответственного отношения к своему здоровью - волейбол; - ОФП.
детские объединения: развитие творческих способностей, интеллекта и культуры учащихся
система коллективных творческих дел: развитие творческих способностей, интеллекта и культуры учащихся
Система работы классных руководителей.
Класс является первичным коллективом в структуре общешкольного коллектива: участвует в КТД школы, системе школьного самоуправления, работе по самообслуживанию, руководствуется нормами и принципами, принятыми в школе. При этом каждый класс сохраняет свою индивидуальность: творческие дела класса, оформление классных комнат, классных «уголков», организация классного самоуправления, ведение дневников класса, в которых отражаются достижения классного коллектива.
При организации воспитательной работы в классных коллективах классные руководители опираются на:
единство целей и задач школьного и классного воспитания;
единство школьного и семейного воспитания;
системность, последовательность воспитательной работы;
возраст и психологические особенности детей.
Организационная форма воспитательной работы – классный час.
Воспитательные программы.
В школе реализуются воспитательные программы:
Программа внеурочной деятельности учащихся МБОУ АСОШ;
Программа гражданско-патриотического воспитания «Мое Отечество – Россия»;
Программа «Гармония здоровья»;
Программы детских объединений;
Программа «Содружество».
Воспитание через систему работы школы с родительской общественностью.
Положительные результаты воспитательной работы могут быть достигнуты в единстве школьного и семейного воспитания.
«Поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, нам нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание» (А.С. Макаренко).
Современным родителям также необходима помощь, ибо отсутствие знаний по педагогике и психологии ведут к ошибкам, а значит к безрезультативности воспитания. Поэтому усилия педагогического коллектива направлены на педагогическое просвещение семьи, организованное в формах:
Родительские собрания (общешкольные, классные);
Индивидуальное консультирование.
Обеспечение единства школьного и семейного воспитания достигается также в привлечении родителей учащихся к организации школьной жизни через:
Участие в системе школьного самоуправления (родительский комитет, Управляющий совет);
Участие в организации воспитательной работы (подготовка мероприятий, благоустройство школы, организация экскурсионных поездок).
Воспитание через организацию школьного самоуправления.
В школе создана система школьного самоуправления, цель которой – формирование правовой культуры и гражданской позиции, ответственности, лидерских качеств, инициативы и творчества учащихся. Самоуправление в школе – не столько специальная деятельность, сколько поиск гуманистических, демократических отношений в различных видах деятельности детей и взрослых.